<




Шейки коленчатого вала

Допускается наплавка только шатунных или только коренных шеек, а также одной из нескольких шеек, поврежденных в эксплуатации в результате схватывания рабочих поверхностей шейки вала и вкладыша.

Диаметр коренных шеек после наплавки должен быть в пределах 66,0—66,2 мм, а шатунных 60,0—60,2 мм. Наплавленный слой металла должен иметь твердость не ниже HRC 50.

Шейки коленчатого вала после наплавки шлифуют. Для шлифования рекомендуется применять круги КЧ-К.46 (карбид кремния черный на керамической связке) зернистостью 46 и твердостью СМ2 или М2. Окружная скорость шлифовального круга должна быть 25—30 м/с, а вала 12—15 м/мин. В качестве охлаждающей жидкости может служить 2—3%-ный раствор кальцинированной соды. При шлифовании шеек необходимо соблюдать радиус галтелей и остерегаться увеличения длины шатунных шеек. После чернового шлифования масляные отверстия на шатунных и коренных шейках вала зенкуют сверлом 14 мм, оснащенным пластинкой твердого сплава ВК8. Затем масляные каналы продувают сжатым воздухом. После чистового шлифования шеек коленчатый вал необходимо промыть на, специальной установке под давлением.

Здесь промывке подвергаются как наружные поверхности, так и внутренние полости.     

   2.10.    Приспособление для контроля размера шеек коленчатого вала в процессе их     шлифования

Размер шеек при шлифовании рекомендуется контролировать не микрометром, а индикаторным приспособлением (2.10), позволяющим непрерывно следить за изменением шлифуемой шейки. Приспособление при помощи кронштейна 6 устанавливают на защитном кожухе шлифовального круга. При шлифовании изменение размера шейки I, охватываемой скобой 2, вызывает перемещение штока 3, которое через передаточный механизм 5 фиксируется стрелкой индикатора 4. Таким образом, по настроенному по эталону индикатору можно следить за размером шлифуемой шейки и по достижении заданного размера определить момент окончания работы.

При небрежном шлифовании коренных шеек боковой поверхностью шлифовального круга снимается слой металла с упорного бурта первой щеки. Чтобы при сборке двигателя выдержать величину зазора в упорном подшипнике коленчатого вала в соответствии с требованиями руководства по капитальному ремонту, необходимо поставить заднюю упорную шайбу ремонтного размера. Окончательной обработкой шеек коленчатых валов является полирование, которое производится на специальных станках. При полировке шеек использует абразивные бруски марки ЭБ зернистостью М28 и твердостью МЗ.